Римские персонификации на имперских монетах

   Персонификация, зародившаяся в мифологии архаических времен как обожествление сил и образа действий олимпийских богов, начиная с Еврипида, стала аллегорическим изображением абстрактных понятий добродетелей, пороков или названий географических местностей в виде человеческих фигур. При этом большинство персонификаций имеет "стандартные" атрибуты в виде различных предметов, помогающих более полно раскрыть смысл аллегории. Однозначные атрибуты имели далеко не все персонификации, поэтому самым точным определением, какая из них изображена на данной монете, является монетная легенда.
В Риме, особенно во времена Империи, изображения персонификаций весьма охотно помещались на реверсы монет, подчеркивая многочисленные достоинства правящего императора или места, которое он посещал.
   Несколько слов о русской транскрипции названий персонификаций.  Авторы сайта долгое время пытались унифицировать эти названия, и, наконец, пришли к окончательному решению этого вопроса. В русском языке некоторые персонификации и богини устойчиво называются именно так и никак иначе - например, SALVS - Салюта, HONOS - Гонор (т.к. он мужчина), VIRTVS - Виртута. Это произошло, скорее всего, потому что изначально подразумевалось и переводилось следующее словосочетание "Персонификация Доблести" , т.е. имелась в виду не собственно Доблесть, а Доблесть в родительном падеже - "Доблести". Отсюда и появилась вместо "Виртус" устоявшаяся "Виртута" (смотри родительный падеж этого слова).
Следуя этому правилу, мы "транскрибировали" все оставшиеся имена персонификаций - поначалу Пиетата вызывала несколько противоречивые ощущения, но та же Фелицитата "легла" очень хорошо. Заметим, что нашлось три слова исключения - FIDES, PAX и SPES – их также пришлось образовывать согласно тому, как они пишутся на латыни в родительном падеже.

 

 

Рис.01. ABVNDANTIA
АБУНДАНЦИЯ, персонификация Изобилия, изображалась в виде женщины, которая держит в руках рог изобилия, либо, перевернув его, высыпает из рога монеты, как символ богатства и изобилия.

 

Рис.02. AEQVITAS
ЭКВИТАТА, персонификация Справедливости изображалась в виде женщины, которая держит в правой руке рычажные весы, а в левой рог изобилия. Весы служили символом взвешивания доводов спорящих сторон и вынесения беспристрастного вердикта. Весы, как символ справедливости, в настоящее время относятся к атрибутам Юстиции.

 

Рис.03. AETERNITAS
ЭТЕРНИТАТА, персонификация Вечности изображалась в виде женщины, которая держит на вытянутой руке сказочную птицу феникса. Во времена античности феникс считался бессмертным, потому что каждые пятьсот лет, предчувствуя собственную смерть, сжигал себя в пламени. Из пепла, оставшегося после этого, либо появлялся птенец, либо возрождался сам феникс.

 

Рис.04. ANNONA
АННОНА, персонификация Хлебного Урожая изображалась в виде женщины, которая сопровождалась следующими атрибутами: хлебные колосья, которые она держала в руках; модий, наполненный зерном, стоящий у ног и взятый на руки; корабельный руль и прора корабля, как символы речного и морского судоходства – основного пути, по которому в Рим шли хлебные поставки.

 

Рис.05. BONVS EVENTVS
БОНА ЭВЕНТА, персонификация Доброго исхода – единственная персонификация, которая могла быть и мужского, и женского рода. Женский вариант мы находим у Септимия Севера, персонификация у которого более похожа на изображение земледельческой африканской богини. Её атрибутами являются тарелка с фруктами и хлебные колосья. На денарии Тита мы видим мужское воплощение Доброго исхода – изображение обнажённого мужчины, который держит в руках патеру и хлебные колосья. Возможно, в дальнейшем мужская персонификация слилась с культом Гениев, так как изображения практически идентичны.

 

Рис.06. CLEMENTIA
КЛЕМЕНЦИЯ, персонификация Милосердия изображалась в виде женщины в длинном платье, в руке держит патеру, другой рукой приподнимает край платья.

 

 

Рис.07. CONCORDIA
КОНКОРДИЯ, персонификация Согласия изображалась в виде сидящей на троне или стоящей женщины, которая держит в протянутой правой руке патеру, а левой рог изобилия.

 

 

Рис.08. CONSTANTIA
КОНСТАНЦИЯ, персонификация Постоянства – редкая персонификация, которую чеканил только император Клавдий на своих ауреях, денариях и ассах, а также на монетах, выпущенных в честь своей матери Антонии. На всех этих монетах изображение персонификации различны и общих атрибутов не имеют. Самым интересным из атрибутов является длинный факел.

 

 

Рис.09. FECVNDITAS
ФЕКУНДИТАТА, персонификация Плодородия, в отношении римских императриц подразумевавшая плодовитость её как матери. Скорее всего, в образе Фекундитаты изображалась супруга правившего императора, обычно сразу после рождения ребёнка. Так по количеству детей, изображённых на монете Фаустины Младшей, можно примерно определить год чеканки.

 

 

Рис.10. FELICITAS
ФЕЛИЦИТАТА, персонификация Счастья изображалась в виде женщины, одетой в длинное платье. Непременный атрибут персонификации – кадуцей, волшебный жезл бога Меркурия, украшенный сверху изображением двух переплетающихся змей.

 

 

Рис.11. FIDES
ФИДЕЯ, персонификация Верности, в римской чеканке в первую очередь подразумевалась Фидея вооруженных сил империи – т.е. верность войска своему императору. Основными атрибутами Фидеи поэтому являлись знамёна и значки различных воинских подразделений.

 

 

Рис.12. GLORIA
ГЛОРИЯ, персонификация Славы, которая не имела собственного изображения на монетах, а только указывалась в легенде монеты. На приведённом солиде Констанция II эта легенда сопровождает изображения персонификаций Рима и Константинополя, подчёркивая славу Римской республики.

 

 

Рис.13. HILARITAS
ХИЛАРИТАТА, персонификация Веселья изображалась в виде женщины в длинном платье, которая держит длинную пальмовую ветвь и рог изобилия. Такая ветвь также была атрибутов Виктории, богини Победы, так как подобные украшения применялись в процессе триумфа.

 

 

Рис.14. HONOS
Гонор, персонификация Чести, мифологический муж Виртуты. Одна из древнейших римских персонификаций, в имперское время изображалась только на монетах Марка Аврелия, в бытность того цезарем и наследником престола. Видимо, таким образом подчеркивалась супружеская связь между Марком и Фаустиной Младшей, дочерью правившего августа Антонина Пия. В руках Гонор держит оливковую ветвь и рог изобилия.


 

 


Рис.15. INDVLGENTIA
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, персонификация Снисходительности, достаточно редко изображавшаяся на монетах, в виде сидящей на троне матроны в длинном платье персонификация. Атрибутами персонификации являлись патера и скипетр.

 

 

Рис.16. IVSTITIA
ЮСТИЦИЯ, персонификация Правосудия изображалась в виде сидящей на троне женщины, одетой в длинное платье, которая держит в руке патеру и опирается на скипетр.

 

 

Рис.17. LAETITIA
ЛЕТИЦИЯ, персонификация Радости изображалась на монетах в виде стоящей женщины, которая держит в одной руке венок, а другой опирается на скипетр.

 

 

Рис.18. LIBERALITAS
ЛИБЕРАЛИТАТА, персонификация Щедрости, под которой понимали устраиваемые каждым римским императором бесплатные раздачи населению. Во время этих раздач каждый занесённый в специальные списки получал особые тессеры, которые мог обменять на соответствующее количество хлеба, мяса, вина, масла или, даже, сходить в лупанарий. Непременным символом Либералитаты служит абак – счётная машинка, на которой ответственные за раздачу чиновники подсчитывали количество потраченных средств. в другой руке персонификация держит рог изобилия.

 

 

Рис.19. LIBERTAS
ЛИБЕРТАТА, персонификация Свободы изображалась в виде женщины, которая держит в правой руке пилей, шапку вольноотпущенника. Такую шапку получал право носить раб, которого отпустили на свободу. В другой руке персонификация держит скипетр.

 

 

Рис.20. MONETA
МОНЕТА, персонификация Монетной чеканки, изображалась в виде женщины, которая держит в правой руке рычажные весы, а в левой рог изобилия. Со временем каждому монетному металлу (золоту, серебру и меди) стала соответствовать своя Монета, поэтому на некоторых медальонах можно увидеть трёх стоящих Монет, перед которыми лежат кучи только что отчеканенных денежных знаков.

 

 

 

Рис.21. MVNIFICIENTIA
МУНИФИЦЕНТИЯ, персонификация Благотворительности, на монетах изображалась единственный раз в правление Антонина Пия в виде стоящей женской фигуры, которая в правой руке держит патеру, в левой, скорее всего, большой свиток. У ног персонификации возлежит лев. Также монетная легенда с именем персонификации сопровождала изображение слона и была связана с проведением для граждан Рима очередных игр и бесплатных раздач.

 

 

Рис.22. NOBILITAS
НОБИЛИТАТА, персонификация Знатности, изображалась в виде женщины в длинном платье, которая держит в левой руке глобус, как символ власти над миром, а правой рукой опирается на скипетр.

 

 

Рис.23. PATIENTIA
ПАТИЕНЦИЯ, персонификация Терпения, редкая персонификация, изображавшаяся на римских монетах только императором Адрианом. Персонификация изображалась в виде женщины в длинном платье, сидящей на троне, в правой руке держит патеру, в левой скипетр. Монета с ней относится к категории чрезвычайно редких.

 


 
Рис.24. PAX
ПАЦИЯ, персонификация Мира, изображалась в виде женщины с оливковой ветвью в руке. Оливковая ветвь, как символ мира, сохранила своё символическое значение до наших дней.

 

 

Рис.25. PERPETVITAS
ПЕРПЕТУИТАТА, персонификация Непрерывности, чеканилась только на денариях Александра Севера в виде женщины, которая держит в правой руке небольшой земной шар, как символ власти. В левой руке персонификация держит скипетр, одновременно локтем опираясь на небольшую колонну. Возможно, появление Перпетуитаты связано с необходимостью подчеркнуть непрерывную связь с династией Северов, несмотря на ужасающее по своим результатам правление Элагабала.

 

 

Рис.26. PIETAS
ПИЕТАТА, персонификация Благочестия, под которым римляне подразумевали почтительность к родителям, уважением к религии и отеческим богам, верность своему государству. Пиетата изображалась в виде женщины в длинной одежде, совершающей жертвенное возлияние вином на горящий алтарь.

 

 

Рис.27. PROVIDENTIA
ПРОВИДЕНЦИЯ, персонификация Провидения, под которым в имперское время понималась предусмотрительность и забота правящего императора о римском государстве и его гражданах. Так как основной заботой правителя выступало своевременное снабжение римлян зерном, изображение Провиденции было похоже на изображение Анноны и имело такие же атрибуты: колосья хлеба, модий зерна, рог изобилия.

 

 

Рис.28. PVDICITIA
ПУДИЦИТИЯ, персонификация Стыдливости, изображалась в виде женщины полностью закутанной в длинное платье, левой рукой придерживает край платья, правой рукой придерживает покрывало на голове.

 

 

 

Рис.29. QVIES
КВИЕТА, персонификация Отдыха, изображалась на монетах Диоклетиана и Максимиана Геркулия, выпущенных после отречения ими от власти и ухода на заслуженный отдых. Персонификация изображалась в виде женщины в длинном платье, в правой руке оливковая ветвь, левой рукой опирается о скипетр. На большинстве монет Квиета изображена вместе с Провиденцией.

 

 

 

Рис.30. SAECVLO FRVGIFERO
САЕКУЛО ФРУГИФЕРО, персонификация Золотого века, чрезвычайно редкая, чеканилась императорами, имевшими африканское происхождение. В провинции Африка издавна почитался земледельческий бог с похожими религиозными функциями, который в имперское время слился с персонификацией Золотого века.

 

 

Рис.31. SECVRITAS
СЕКУРИТАТА, персонификация Безопасности, изображалась в виде сидящей или стоящей женщины, которая держит в руках небольшой глобус, как символ власти и заботы императора о безопасности римского государства и его граждан.

 

 

 

Рис.32. SPES
СПЕЯ, персонификация Надежды, изображалась в виде женщины, идущей вправо или влево, левой рукой придерживает край платья, в протянутой правой руке держит цветок.

 

 

Рис.33. TRANQVILLITAS
ТРАНКВИЛЛИТАТА, персонификация Покоя, изображалась в виде стоящей женщины с хлебными колосьями и корабельным рулём. Таким образом, Транквиллитата сопоставлялась с Анноной и Провиденцией. Скорее всего, эта персонификация символизировала покой граждан Рима, который охранял заботливый император.

 

 

 

Рис.34. VBERITAS
ЮБЕРИТАТА, персонификация Богатства, изображалась в виде стоящей женщины с кошельком, полным монет, в правой руке и рогом изобилия в левой.

 

 

Рис.35. VIRTVS
ВИРТУТА, персонификация Доблести, жена Гонора, одна из самых почитаемых персонификаций Рима, культ которой имеет древнюю историю. Виртута изображалась в виде женщины, одетой в военное платье, вооруженной копьём и щитом. 

В настоящее время ведется работа над разделом Статьи и материалы