Перейти к содержимому


Помогите определить


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 26

#16 ПАN

ПАN

    tribunus

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 2 148 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 07 марта 2006 - 09:53

По такому состоянию изображения лица вообще сказать что-нибудь сложно. Мне даже показалось, что голова Христа - "в профиль", и повернута влево, чего не наблюдается на других монетах этого класса.
"Вышла из мрака младая
С перстами пурпурными Эос..." (С) Я

#17 ПАN

ПАN

    tribunus

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 2 148 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 07 марта 2006 - 11:09

Уважаемый Византиец сейчас на Форуме: может, что скажет? :(
"Вышла из мрака младая
С перстами пурпурными Эос..." (С) Я

#18

  • Гости

Отправлено 07 марта 2006 - 11:58

Уважаемый Византиец сейчас на Форуме: может, что скажет? :(

Скажет, конечно скажет... :blink:

В общем, перерыл я свою виртуальную колллекцию, и нигде на фото что-то не нашёл такой интересный тип перехвата "крест-накрест" в центре на перекладинах креста.

Насчёт "странной" последней буквы...
Конечно, ошибки резчиков на монетах Византии совсем не редкость, встречаются они очень часто и ошибки бывают самые разные. Например, на Антиохийских фоллисах Юстина II и Софии надпись, где должны быть их имена, вообще часто передаётся какими-то нечитаемыми загогулинами и крючками. А уж перестановки букв и перепутки и пропуски букв вообще встречаются сплошь и рядом.
Но ! Ошибки встречаются среди мелких шрифтов в сплошном тексте. А на этом фоллисе всего 8 крупных букв, причём настолько привычных и стандартных и бросающихся в глаза... Эта надпись - IC XC NI KA - она же очень характерная, широко известная - и в книгах и на монетах и на иконах, и в Новгороде на древних каменных крестах, и до сих пор именно это изображение - надпись с крестом оттискивают в церкви на просфорках.
В общем - я думаю, резчик вообще толком не понимал, а что именно он копирует.

ИМХО - это подражание, видимо из арабских ? Хотя не стал бы на этом настаивать.
Интересные статьи с фотографиями по подражаниям анонимных фоллисов есть в последнем Эрмитажном нумизматическом сборнике.(Кажется, там даже две статьи). Доберусь до книжной полке - обязательно посмотрю. Возможно, там найдутся какие-то аналогии.

В общем - думаю, что монета, конечно, подлинная, то есть, это не сегодняшняя подделка, но, учитывая стилистические особенности изображения... В общем, это, видимо, подражание на анонимный фоллис класса "С" (№ 1825 по СИБИ), прототип ориентировочно атрибутируется временеи Михаила IV, а вот как датировать подражание ? Оно могло быть сделано и через 100-150 лет позже прототипа.

Вот, в качестве иллюстрации, прицеплю картинку нормального фоллиса такого типа, её Михаил Бутырский использовал в своей статье "Образы, обращённые в вечность".
А если я что-то проясняющее вопрос по поводу этого фоллиса найду в последнем эрмитажнике, или в сборнике ГМИИ за 2005 год - напишу сюда обязательно.

Прикрепленные файлы



#19 ПАN

ПАN

    tribunus

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 2 148 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 07 марта 2006 - 12:38

Уважаемый Византиец!
Большое спасибо за внесённую Вами ясность.
Вы почти слово в слово подтвердили то, что я предполагал по этому поводу в предыдущих постах! Это приятно, потому что Вы - знаток, а я - новичок! :(
"Вышла из мрака младая
С перстами пурпурными Эос..." (С) Я

#20 Гость_collectionerus_*

Гость_collectionerus_*
  • Гости

Отправлено 07 марта 2006 - 14:57

Большое спасибо всем отвечавшим!
Хозяин монеты просит за неё 400 руб. Судя по постам - это дорого и давать не стоит. Тем более, что это мне не в коллекцию, а на обмен/перепродажу...
Но всё равно всем спасибо

#21 ПАN

ПАN

    tribunus

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 2 148 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 09 марта 2006 - 12:21

Уважаемые Collectionerus и Византиец!
В дебрях Интернета обнаружил два византийских фоллиса с Х-образно перекрещенным в центре крестом. Первый приписан Роману IV Диогену (1068-1071), и на реверсе тоже не IС-ХС\NI-KА, а непонятно что:

Прикрепленные файлы


"Вышла из мрака младая
С перстами пурпурными Эос..." (С) Я

#22 ПАN

ПАN

    tribunus

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 2 148 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 09 марта 2006 - 12:23

И второй - предположительно Никифор III-й:

Прикрепленные файлы


"Вышла из мрака младая
С перстами пурпурными Эос..." (С) Я

#23 ПАN

ПАN

    tribunus

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 2 148 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 09 марта 2006 - 12:25

Кстати, на реверсе второго фоллиса тоже непонятная аббревиатура!
"Вышла из мрака младая
С перстами пурпурными Эос..." (С) Я

#24

  • Гости

Отправлено 10 марта 2006 - 11:31

Уважаемые Collectionerus и Византиец!
В дебрях Интернета обнаружил два византийских фоллиса с Х-образно перекрещенным в центре крестом. Первый приписан Роману IV Диогену (1068-1071), и на реверсе тоже не IС-ХС\NI-KА, а непонятно что:

Вполне "понятно что" :(
На этом типе фоллиса и не должно быть надписи IС-ХС NI-KА.
Это тип фоллиса № 1866 по СИБИ, и буквы там такие: C R - P Д, то есть аббревиатура от "ЦЕЗАРЬ РОМЕЕВ РОМАН ДИОГЕН".

А X - образный перехват я искал именно на анонимных фоллисах. Кстати, пока так и не нашёл...

Прикрепленные файлы



#25

  • Гости

Отправлено 10 марта 2006 - 12:06

И второй - предположительно Никифор III-й:

По В.В. Гурулёвой это, кажется, третий пореформенный тип Алексея Комнина Фессалоникийского чекана.
А у СИБИ вообще голяк полный - у него эта тема толком не проработана.
Статья Гурулёвой была в сборнике 1996 года, изданном "Археографическим центром".
Аббревиатура на этой монете Алексея, если не ошибаюсь, должна расшифровываться как "КРЕСТ СВЯТОЙ ХРАНИ БАЗИЛЕВСА АЛЕКСЕЯ".

#26 ПАN

ПАN

    tribunus

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 2 148 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 10 марта 2006 - 19:23

Уважаемые Collectionerus и Византиец!
В дебрях Интернета обнаружил два византийских фоллиса с Х-образно перекрещенным в центре крестом. Первый приписан Роману IV Диогену (1068-1071), и на реверсе тоже не IС-ХС\NI-KА, а непонятно что:

Вполне "понятно что" :(
На этом типе фоллиса и не должно быть надписи IС-ХС NI-KА.
Это тип фоллиса № 1866 по СИБИ, и буквы там такие: C R - P Д, то есть аббревиатура от "ЦЕЗАРЬ РОМЕЕВ РОМАН ДИОГЕН".

А X - образный перехват я искал именно на анонимных фоллисах. Кстати, пока так и не нашёл...

Теперь буду знать, спасибо за разъяснение! :blink:
"Вышла из мрака младая
С перстами пурпурными Эос..." (С) Я




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных